Карл Барт
1886-1968
ЖИЗНЬ КАРЛА БАРТА
Последнее изменение 25 мая 2001 г.


        Карл Барт - христианин и богослов. 

  Алексей Маркевич.

 

1. Ранние годы (1886-1909)

2. Переход к диалектической теологии (1909-1922)

3. Послание к Римлянам (1922)

4. Переход к Догматике (1922-1932)

5. Период церковной догматики (1932-1968)

 

 Барта часто называют современным "отцом Церкви" и причисляют к списку наиболее знаменитых теологов в истории христианства. Будущие поколения не перестанут говорить о нем также как об Августине и Аквинате, Лютере и Кальвине, Шлейермахере и Ритчеле. Правильно будет сказать, что так же как Шлейермахер доминировал в теологии XIX века и является отцом либеральной теологии, так и Барт в основном доминировал в теологии XX века и является отцом неоортодоксальной (неореформаторской) теологии.  Что особенно интересно, он был признан, как католическими, так и протестантскими теологами.1*  Еще более ясным свидетельством монументальной значимости Барта в изменении направления протестантской теологии в этом веке, в его движении "против течения" установленных образцов мысли, является тот факт, что даже его строжайшие критики вынуждены были выражать свою богословскую позицию с уважением к нему.

 

    1. Ранние годы (1886-1909)
    2. Карл Барт родился в Базеле, в Швейцарии 10 мая 1886 года. Он был первым сыном Фрица Барта - служителя Швейцарской Реформатской Церкви и учителя Евангелической школы проповедников в Базеле. Его отец был уроженцем Базеля. Оба деда Барта были так же служителями Церкви.

      Барт был отмечен необычным интеллектом, большой способностью работать, серьезностью намерений, демократическим духом, уважением к искусствам, особенно к музыке, и, наконец, обостренным чувством юмора. Базель был для Барта родным городом до трех лет и позже с 1935 года до его смерти.

      Академическая и религиозная обстановка в доме Барта обладала большим влиянием. Питер, один из братьев Барта, стал соредактором критического издания работ Кальвина. Другой брат, Генрих, стал уважаемым философом и служил со своим братом Карлом на факультете Университета Базеля до своей отставки в 1960 году.

      В Берне, столице Швейцарии, куда его семья переехала в 1889 году, Барт вырос, и получил свое раннее религиозное воспитание и формальное образование.

      Следуя Европейской традиции, Барт получил свое теологическое образование в нескольких университетах. В восемнадцатилетнем возрасте, он начал свое обучение в университете Берна. Тогда он был под большим влиянием мыслей своего отца. В добавление, он учился систематической теологии у Германа Людемана, влиятельного теолога либеральной традиции. Наиболее значимое событие в интеллектуальных поисках Барта в Берне случилось во время четвертого семестра, когда он встретился с Кантовской философией и теологией Шлеермахера. Эта интеллектуальная свобода подвигла Барта продолжить его теологическое образование у Вильгельма Германа в Марбурге, ведущего неокантианского теолога тех дней. Несмотря на желание своего отца, чтобы он учился у более консервативного теолога, они пришли к компромиссу на Университет в Берлине, где Барт провел полный семестр в 1906 году. Этот переезд был важен не только потому, что с него началось влияние на Барта господственной школы либеральной теологии, но и потому, что это привело его в более тесный контакт с одним из последних и наиболее влиятельным представителем этой школы в двадцатом веке Адольфом Гарнаком - знаменитым церковным историком. Барт стал учеником Гарнака. В 1907 году он возвращается для обучения в Берн. В конце 1907 года он перебирается в Тюбинген для обучения у Адольфа Шлатера, хорошо известного консервативного швейцарского теолога Нового Завета.

      Барт закончил свое формальное теологическое образование в Марбурге в возрасте 23 лет. После сдачи теологического экзамена в церкви Берна в 1909 году, он был рукоположен. Между прочим, он никогда не проходил докторское теологическое обучение. После того как он зарекомендовал себя в теологии, множество институтов были рады присудить ему свои высшие почетные степени.

       

    3. Переход к диалектической теологии (1909-1922)
    4. После сдачи экзаменов и рукоположения, Барт все еще не чувствовал себя готовым к принятию пасторских обязанностей. Барт не хотел быть поглощен глубоким религиозным опытом, так как находился под влиянием мыслей, что  можно развивать проповедь и без церковного опыта. Он возвращается в Марбург, чтобы стать помощником Мартина Рейда, редактора Cristliche Welt влиятельного либерального издания, которое концентрировалось на вопросе ответственности Церкви в мире. Рост этической чувствительности Барта, сконцентрированной на миссии Церкви в обществе, был основан на этом коротком опыте его работы.

      Позже, в 1909 году, Барт вернулся на свою родину, чтобы начать служения в качестве ученика пастора немецкоязычной Реформатской Церкви в Швейцарии в Женеве, где он пробыл до 1911 года. Расположение духа, в котором Барт принял его пасторские обязанности выражено в статье, опубликованной в 1909 году. В ней Барт показал, что выпускники-богословы более либеральных факультетов Марбурга и Гейдельберга с меньшим желанием вовлекались в практические формы церковной работы (пасторскую, миссионерскую и т.д.), чем выпускники более ортодоксальных и пиэтических теологических факультетов. Барт относит эту проблему к двум центральным моментам либеральной теологии. Первый - это "религиозный индивидуализм". Для Барта это означает отвержение либерализмом всех норм откровения и внешнего авторитета для индивидуального верующего, что приводит к концентрированности на субъективном и персональном опыте конкретного христианина. Вторую характеристику либерализма Барт обозначает как акцент на "историческом релятивизме". Так как либерализм принял положение преобладающей историографии о том, что нет абсолютов в истории и, таким образом, нет в реальности откровения или религии, то и с библейскими свидетельствами откровения стали поступать таким же образом, как и со всеми другими похожими феноменами в истории религии.

      В 1911 году Барт становится пастором Реформатской Церкви в небольшом городке Сауфенвиль на севере центральной Швейцарии. Он служил как пастор этой сельской Церкви до 1921 года, и теологические революционные мысли, связанные с его именем, возникли именно в этом маленьком промышленном поселке, окруженном видами Швейцарских пейзажей. Позже Барт писал об этом периоде своей жизни:

      Однажды в служении я стал уходить от прежних теологических привычек мышления, с каждым шагом все ближе и ближе возвращаясь к специфической проблеме служения - проповеди. Я стал искать свой путь, соединяющий проблему человеческой жизни с одной стороны и содержание Библии с другой. Как служитель, я хотел говорить людям о безграничном противоречии их жизни, но также говорить им не менее безграничное послание Библии, которое было почти такой же загадкой, как и жизнь.

      В это время мир был заворожен идеями социального равенства. Барт и его друг, Турнейзен, с которым он учился в Марбурге, а теперь был пастором в соседнем городке, стали социалистами. Барт примкнул к рабочим Сауфенвила из его общины в их борьбе за справедливую зарплату. В 1915 году Барт вступил в Социал-демократическую партию - поступок абсолютно неслыханный для служителя в те дни. Позже Турнейзен писал: "Социализм был движением, который был для нас наиболее впечатляющей притчей, если не сутью, Царства Божьего, которое мы проповедовали по воскресеньям." Хотя вскоре Барт разочаровался в этом движении, противоречие между богатыми и бедными подорвали его либерализм, так как это не укладывалось ни в одну из либеральных концепций улучшения мира.

      Другое разочарование в либерализме пришло к Барту из-за начала I Мировой войны. В августе 1914 года 23 либеральных мыслителя и богослова подписали манифест в поддержку кайзера и немецкой военной политики. Среди них были и любимые учителя Барта. Но Барт был уверен, что позиция Германии в войне неправильна. Барт считал, что если этика этих людей ошибочна, то и их теология ошибочна, а если это так, то и их экзегеза неправильна.

      Начиная с 1916 года, Барт работает над толкованием Послания к Римлянам, посланием которое так часто приводило к реформационным изменениям в истории Церкви. К 1918 году он завершает объемный комментарий, но у него возникают трудности с его опубликованием. Наконец в 1919 году маленькое издательство печатает всего тысячу копий первой редакции его комментария Послания к Римлянам (Der Römerbrief).

      Первая редакция комментариев Барта ясно отметила начало разрыва Барта с антропоцентрическим и культурным христианством либеральной теологии. Однако в это время Барт еще не полностью  отказался от мнения, что человек может найти свое единство с Богом просто через вход небесного царства в историю. "Первое издание предъявляет счет либеральной, исторической и гуманистической теологии". Но, упрекнув в этой работе своих учителей, Барт все еще не хочет разрывать с ними.

       

    5. Послание к Римлянам (1922)
    6. Между первым и вторым изданием прошло три года (1919-1922). В это время Барт принимает приглашение стать профессором Реформаторской теологии в Университете Геттингена, где он пробыл до 1925 года.

      В 1922 году выходит второе издание "Послания к Римлянам". В нем он полностью отходит от позиции либеральной теологии. Ее считают классической книгой теологии кризиса или диалектической теологии.

      Барт пришел к убеждению, что Священное Писание ни в какой мере не является ни проявлением голоса совести, ни свидетельством сочувственного отношения к человеку. Слово Божие судит человека, в нем мы сталкиваемся с реальностью... Теология кризиса названа так потому, что она ясно говорила: Бог есть Бог суда, а поэтому и Бог милости, поскольку любой Божий суд является одновременно проявлением милости (или милосердия).

      В диалектической теологии Барта мы находим огромную важность неразрывных связей между человеком и Богом, землей и небом, имманентным и трансцендентным, временем и вечностью. Сосуществование вместе противоречивых понятий Писания , таких как веры и неверия, любви и суда составляет диалектику Барта.

    7. Переход к Догматике (1922-1932)
    8. В 1927 году Барт публикует Обзор Христианской Догматики. Эта книга являет собой ранний срез систематического теологического мышления Барта. В ней содержится описание Доктрины Слова Божия: Введение в христианскую догматику.

      В 1930 году Барт покидает Мюнстер, чтобы стать профессором систематической теологии в Университете Бонна. В тоже время он продолжал практику проведения семинаров по истории теологии. Одним из объектов его изучения был Ансельм и его труд Fides quareens intellectum (Вера в поиске понимания). В 1931 году плодом работы Барта явилась книга об Ансельме. Барт взял у Ансельма его теологический метод. Этот метод можно обобщить в нескольких пунктах. Первое, для Барта вера зависит от ее существования до события откровения. Второе, мы можем говорить об истинном познании Бога только тогда, когда существует вера в Божие откровение. Третье, полным познанием, которое исходит из продолжающихся поисков верой понимания, может быть только истинное познание Бога.

       

    9. Период Церковной Догматики (1932-1968)
    10. Тридцатые годы были для Барта десятилетием насыщенным событиями. В 1932 году Барт пересматривает свой Обзор христианской догматики (1927) и публикует под заголовком Доктрина Слова Божьего. Эта работа стала первым разделом первой части Бартовской Церковной Догматики. Ее появление стало событием, которое разложило ряды диалектической теологии. Убеждения Барта в Слове Божьем, как начальной точки теологии, привели его к разрыву с Бультманом и Гогартеном, которые слишком приблизились к либерализму.

      Другое событие в тридцатых годах, которое повлияло на курс жизни Барта, было избрание Гитлера канцлером Германии в начале 1933 года. В июле 1933 года Барт и Турнейзен учредили журнал под названием Современное состояние теологии. На его страницах Барт и его единомышленники неистово восставали против Гитлера и "Немецких христиан", которые позже поддержали синтез Германского Национал социализма и Евангелия и были признаны Гитлером официальной Церковью Германии. Бартовский пророческий призыв к Христианской Церкви в Германии признать только Иисуса Христа, как ее Вождя (Фюрера) не остался без внимания. Он стал ведущим оратором-богословом Исповедующей Церкви, которая была в оппозиции "Немецким христианам" и Гитлеру. Он и другие в этом движении меньшинства отказались отождествлять Евангелие с нацисткой концепцией "Нация, Раса, Фюрер." Исповедующая Церковь собралась в Бармене в 1934 году и провозгласила свою веру в документе известном нам, как Барменская Декларация, написанная Бартом: 

      "Иисус Христос, как он засвидетельствован нам в Священном Писании, есть единое Слово Бога, которое мы должны слушать, которому мы должны доверять и покоряться в жизни и в смерти."

      Разрыв Барта в 1934 году с его бывшим коллегой Эмилем Брунером по вопросу естественной теологии был очень острым, потому что Барт чувствовал, что любая форма естественной теологии будет поддержкой "Немецких Христиан" и преуменьшением верховенства откровения Божьего в Иисусе Христе.

      В добавление, Барт стал persona non grata в глазах официальных нацистов. Он отказался начинать свои занятия в Боннском Университете с приветствия Heil Hitler! - и не стал клясться в безусловной преданности фюреру. В результате он был отстранен от преподавания и выслан из Германии. Сразу после этого, он был призван стать профессором богословия в Университете Базеля, где он начал преподавать в 1935 году в возрасте сорока девяти лет.

      В эти годы основное внимание он уделяет Церковной Догматике. Еще две части были завершены в тридцатых годах. Последняя часть Введения, объясняющая доктрину Слова Божьего вышла в 1938 году. Первая часть Доктрины Бога вышла в 1940 году.

      Когда Барт уехал в Базель в 1935 году, он думал, что он вернется в Германию, когда позволят условия. Однако этого не случилось. Он вернулся в Германию на короткое время в 1945 году и после этого несколько раз посещал эту страну. Посреди хаоса и трудностей причиненных поражением Германии, Барт надеялся, что наступит день, когда Церковь в Германии и немецкий народ возродятся .

      В послевоенное время Барт продолжает свои поездки по Европе с лекциями. В 1948 году он посещает Венгрию и общается с руководителями Реформатской Церкви, жившими под коммунизмом. После своего возвращения в Базель, он написал несколько открытых писем, убеждающих венгерских христиан, что лучше "евангелизировать заблудших и запутавшихся венгерских людей", чем "протестовать против очевидной опасности коммунистической системы". За это утверждение Барт был обвинен в "мягкости" к коммунизму, особенно со стороны американских богословов. Позиция Барта о борьбе Востока и Запада состояла в том, что необходимо больше слушать друг друга, чем увеличивать враждебность и напряженность. В 1948 году Барт принял участие в собрании, учредившим Всемирный Совет Церквей в Амстердаме. Несмотря на то, что он участвовал в нем с некоторыми опасениями, он заметил позже, что принял эти экуменические старания, как полезные и результативные в большинстве моментов.

      Начиная с сороковых годов, главным делом Барта стало написание его монументальной работы: Церковной Догматики.

      Часть I: Введение (Прологомены), Доктрина Слова Божьего уже была опубликована в 1932 году. В 1942 году он завершает Часть II: Доктрина Бога. Часть III: Доктрина сотворения, публикуется в несколько этапов: Доктрина творения (1945), Доктрина человека (1948), Доктрина провидения и зла (1950), Этика (1951). Часть IV: Доктрину Примирения Барт пишет до конца своей жизни. Разделы этой части выходят с 1953 года до 1967 года, когда выходит последний раздел: Крещение, как основание христианской жизни. Последняя пятая часть, задуманная Бартом: Искупление (эсхатология), так и осталась ненаписанной. Четыре части Церковной Догматики составляют 13 томов его самой значимой работы, которая по мере выхода на немецком языке переводилась на другие языки и была в центре внимания всего богословского мира.

      Карл Барт закончил свою земную жизнь 10 декабря 1968 года в родном Базеле в возрасте восьмидесяти двух лет.

      Примечания

      1* Влияние Барта на православие не так ощутимо, хотя на него ссылается, например, Бердяев и другие православные богословы, жившие на Западе. Так о. Иоанн Брек, хотя и не упоминает напрямую Барта, принимает его положение о трех формах Слова Божьего, как православную доктрину. (Брек Иоанн, Православие и Библия сегодня // Пер. с англ. - Альфа и Омега - 1996 - №4 - стр.,11).

      2* Биография Карла Барта составлена в основном на основе данных  книги Mueller, D.L. Karl Barth. Makers of the Modern Theological Mind. Waco, Texas: WordBooks, Publisher, 1972

      3* Barth, Karl. The Word of God and the Word of Man. Trans. D.Horton. New York: Harper Torchbooks, 1957, p.100.

      4* Цит. по Mueller, p.20.

      5* Громадка Й.Л. Перелом в протестантской теологии. / Пер. с чешск., англ. - М.: "Прогресс", "Культура", 1993, с.105.

      6* Слово кризис использовалось диалектическими богословами в двойном смысле: современное значении этого слова и в значении греческого слова κρισις- "суд".

      7* Громадка, с.114, 124.

      8* Барт Карл Барменская декларация // Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX в. (Переводы) - М.: Наука, 1994, с.63.

      9* Barth, Karl How I Changed My Mynd, p57. Цит. по Muller p.44.

 (с) Маркевич А.В., 1999

      О проекте | Жизнь | Работы | Барт в России | Барт в сети | Книга отзывов | Пишите
      Hosted by uCoz